4 Май 2015

Грунтовка холста. Этапы.

Грунтовка холста основные правила:

  1. Холст должен быть достаточно прочным, не бывшим в употреблении; он не должен иметь пороков: пропусков нитей по основе или утку, узлов, неровностей.
  2. Холст перед нанесением на него грунта должен быть обязательно проклеен не менее двух раз жидким раствором клея. После первой проклейки холст надо просушить, а затем удалить с его поверхности все неровности и узелки, прошлифовав его пемзой. При проклейке необходимо удалять шпателем все излишки клея, не оставляя их на холсте. Недопустимо проступание клея на оборотной стороне холста.
  3. Просушивание проклеенного или загрунтованного холста, доски, картона и др. надо производить в хорошо проветриваемом помещении при обычной комнатной температуре. Недопустимо просушивать холст на солнце, у печей, электрических плит. Грунт должен наноситься тонкими слоями, причем каждый новый слой наносят только на вполне просохший предыдущий. Недопустимо наносить грунт одним толстым слоем.
  4. Грунт должен содержать достаточное количество клеевого раствора средней крепости, обеспечивающего его прочность, и в то же время он должен быть эластичным и не давать трещин и осыпания. Осторожное сгибание загрунтованного холста не должно вызывать растрескивания грунта.
  5. Оборотная сторона доски или холста, свободная от живописи, не должна покрываться грунтом, маслами, лаками, помадами, красками, так как эти вещества прекращают доступ воздуха к просыхающим красочным слоям свеженаписанной картины и нарушают естественный процесс высыхания живописного слоя.
  6. Грунт и клей не должны проходить на оборотную сторону холста.
  7. Все материалы, применяемые при грунтовке, должны быть наилучшего качества и не содержать различных посторонних примесей.
  8. При изготовлении массы грунта надо соблюдать установленные пропорции, указанные в рецептах, и не производить замену приведенных в рецептах материалов другими. Несоблюдение этого правила ухудшает качество грунта и нередко делает его хрупким, ломким, вызывает сильное растрескивание не только грунта, но и живописного слоя..

Приготовление эмульсионного грунта для холста:

Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом.

Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия (антисептик при изготовлении эмульсии вводят в последнюю очередь). Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор — ОП-7.

Чтобы приготовить эмульсионный грунт, надо предварительно замочить клей и затем варить его на водяной бане при температуре 65-70° Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила, это необходимо для предотвращения комкования белил при введении их в эмульсию.

В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

 

Грунты тонированные:

Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок. Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.

В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами.

Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например белил.

Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс — красно-коричневый и умбристый; Левицкий — нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *